Новость
Ульяновская область: новые бренды требуют новых форм?
- 2 августа 2010
- 07:45
- 1
В последнее время все чаще возникают и реализуются идеи по формированию новых брендов Ульяновской области - «Авиационная столица», Музей кино в Ленинском мемориале и другие. Насколько они жизнестойки – покажет время. Сегодня на эту и другие актуальные темы мы беседуем с директором научно-исследовательского центра «Регион», социологом Еленой Омельченко.
- Елена Леонидовна, Вы часто бываете в других городах, за границей. Как Вы представляете Ульяновск своим коллегам и знакомым?
- Как правило, для стран Восточной Европы имя Ленина еще имеет значение, поэтому представляю город как родину Ленина. А вот для тех, кто находится подальше, говорю просто – это на Средней Волге, 800 км. от Москвы.
- Последняя идея, которая уже разделила общественность на два лагеря, – намерение Марата Гельмана создать в Ленинском мемориале музей кино. Идея созвучна попыткам перепозиционировать Ульяновскую область, создать ее новый бренд. Как Вы относитесь к подобным идеям?
- Я считаю, что, действительно, область пора перепозиционировать. Что касается Ленинского мемориала, то идея Марата Гельмана мне видится довольно неплохой. Области нужны новые формы, уже давно назрела необходимость работы в ином формате. В Ленинском мемориале огромные площади! Если здание станет такой крупной культурной площадкой, это будет только плюсом для нашего города.
- Но как же великое прошлое? Ведь Ленинский мемориал – крупнейший символ эпохи, а современная молодежь итак не отличается особым патриотизмом…
- История останется историей, она никуда не денется. Вообще меня удивляет эта настойчивость воспитывать патриотизм через советское прошлое. Как может молодежь это понимать, если она выросла в другом культурно-историческом пространстве и имеет другой опыт?
- А активно продвигаемый бренд «Авиационная столица» - как Вы считаете, насколько он жизнеспособен?
- Авиационная столица – это антиреклама. Я часто летаю на самолетах, и первое, что видишь, когда выходишь из самолета в Ульяновске, - надпись «Добро пожаловать в авиационную столицу». При этом пассажир попадает в полупустой заброшенный аэропорт, где стоят одна-две машины, пахнет травами и полями. Все это антиреклама. Наш центр предлагал свои варианты раскручивания данного бренда, однако, в свое время они поддержаны не были.
- «Регион» регулярно проводит исследования молодежи. Можно ли говорить о том, что молодежь Ульяновска отличается от молодежи других городов?
- Наш текущий проект как раз посвящен новым молодежным движениям Ульяновска и Санкт-Петербурга. Его мы проводим совместно с центром молодежных исследований при ГУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (государственный университет Высшая школа экономики – прим. ред.). Мы уже обнаружили много интересного. Так, один из используемых нами методов – картографирование - позволил нам изучить молодежные культуры способом, который не так часто встречается: мы исследуем молодежь внутри городского пространства, анализируем, как и почему формируются молодежные места, как они обустраиваются. Слово место используется в прямом смысле – это клубы, школьные дворы, стадионы, тусовочные места. Что касается молодежи Ульяновска и Санкт-Петербурга, следует сказать о том, что у нас в городе сильно отличаются центровая и периферийная молодежь. У нас развита так называемая дворовая культура – молодежь осваивает периферию, отдаленные районы и места, где город переходит в деревню, как, например, Куликовка, Баратаевка. И это не просто абстрактные понятия, у нас городская молодежная культура отличается от сельской. Что касается Санкт-Петербурга, то мы собрали огромную базу молодежных движений и были вынуждены остановиться на двухсот. В Ульяновске их более 90. Но это не значит, что это плохо или что этого мало. Различия связаны с культурой, с доступностью образцов. В Санкт-Петербурге в большей степени распространены клубные интеллектуальные площадки для молодежи. Так, в Питере сегодня очень модны площадки, где в одном месте совмещены книжный магазин, музыкальное кафе, клуб, есть возможность выпить кофе. Там выступают не только музыканты, но и профессора, ученые, писатели. Перед небольшой аудиторией, но на злободневные темы. Это такие полубогемные, эстетизирванные площадки. Там же распространены фри-маркеты – совмещение небольших рынков, где продаются вещи, сделанные своими руками - так называемая hand-made culture, с галереями, выставочными залами, вегетарианскими кафе. Таких мест там много.
- Почему у нас в Ульяновске нет таких площадок?
- Большую роль в этом играет культурная история наших городов. Санкт-Петербург имеет имидж не только музея под открытым небом, но и интеллектуальной столицы с богатой творческой прослойкой. Возможно, это некий миф, но питерцы этим живут, хранят этот миф, лелеют свою интеллигентность. Поэтому Санкт-Петербург более продвинут, в нем более развиты культурные молодежные движения. Можно сказать, этот город в большей степени интеллектуально насыщен. У нас, к сожалению, на мой взгляд, уделяется больше внимания экономическим, политизированным брендам, а не культурному пространству, оно развивается слабо. Конечно, у нас хороший театр, музеи. Но культурных площадок, где могла бы встречаться городская культурная элита, нет. Мы уже выходили с подобным проектом, но нас не подержали. С проектом, не для бизнеса, а для преподавателей, врачей, музейных работников, библиотекарей. Ведь у нас в музеях работают интересные люди, там насыщенная жизнь, и в то же время город и люди испытывают голод по такому общению. Время требует новых площадок, которые не были бы лекторием, киноклубом. Нам нужны эклектические площадки. Вокруг таких мест формируется особая аура. В Санкт-Петербурге, кстати, сейчас появилось модное веяние - университет под открытым небом на Пушкинской, субкультурной улице с этническими магазинчиками. По воскресеньям там собираются люди и интересные, порой даже скандальные лекторы – почти Гайд Парк в Лондоне. Они читают лекцию, люди задают вопросы. Никто им не мешает, гопники вокруг не собираются, камнями их никто не закидывает.
- А есть ли сходства у ульяновской и питерской молодежи? Какие?
- Интересно, что при этой большой разнице мы обнаружили и сходства. Сегодня существуют новые площадки и пространства общения – интернет, социальные сети, благодаря которым у молодежи намного больше возможностей объединяться по интересам. Можно сказать, что гламурная молодежь Ульяновска и Санкт-Петербурга больше похожа друг на друга, чем они похожи на своих однокурсников из своего же города. Их объединяет культура, а не территория. То же самое с готами и другими движениями.
Продолжение интервью читайте здесь
КОММЕНТАРИИ
Игорь, 2 августа 2010, 09:00
а молодежь все уезжает и уезжает
Комментировать