Новость
Нужна ли старшеклассникам химия и физика?
- 11 июня 2017
- 09:00
- 0
Учителя-практики и общественные активисты предостерегают: новые программы должны пройти апробацию. Будущие старшеклассники обрадовались недавней новости о том, что уже вскоре Министерство образования и науки планирует преодолеть неэффективную многопредметность в старшей школе и вдвое сократить количество обязательных дисциплин. Поэтому ученики будут изучать меньше предметов, однако глубже и основательнее — выбирая соответствующий профиль обучения, следовательно, и будущую профессию.
Если в математических классах школьники будут кроптеть над точными науками, в классах гуманитарного профиля уменьшат количество часов на изучение естественнонаучных дисциплин и объединят их в так называемые интегрированные предметы: «Человек и мир» и «Человек и общество». В январе соответствующий проект нового учебного плана профильное ведомство представило на общественное обсуждение, теперь специалисты работают над обновленными программами — их представят в том году, после чего начнут работу над созданием новых школьных учебников для старшеклассников.
В одной из предыдущих публикаций представители министерства образования рассказали о специфике обновленных программ. В редакцию обращаются общественные активисты, учителя-практики, директора школ с просьбой выслушать и их мнение. Они предостерегают: спешно вводить комбинированные предметы не следует, сначала надо провести апробацию новых программ.
Сократить — одно, объединить — другое?
Прежде всего учителя одобряют введение профильного обучения для старшеклассников. Его положительные результаты уже испытывают и педагоги, и учащиеся специализированных школ. «Саму идею профильной школы поддерживаю, поскольку возглавляю именно такое учебное заведение, — рассказывает директор естественно-математического лицея София Гнедая. — К нам по окончании седьмого класса идут учиться дети со всего города, которых интересует математический или биологически-химический профиль обучения. Наши выпускники становятся студентами лучших технических и медицинских университетов. То есть благодаря профильному обучению уже в школе выбирают будущую профессию».
София отдала любимой профессии 42 года жизни и уверяет, что отечественная система образования имеет немало достижений. Однако соглашается, что современные дети перегружены, поэтому учебные программы надо осовременить, согласовать отдельные темы. Она говорит, что ученики должны изучать естественные науки. Сократить часы на их изучение — одно, а объединить в один курс — другое.
«Я учитель физики, поэтому болею за свой предмет. Однако объединения естественных предметов в один — очень сложный вопрос, который нельзя решить за год-два, — говорит София Гнедая. — Во-первых, надо подготовить таких специалистов — учителей, которые смогут преподавать и химию, и биологию, и географию, и физику. Ведь это разные предметы. Во-вторых, прежде чем вводить новации во всех школах, нужно создать пилотный проект и провести его апробацию. Все это займет 7-8 лет. Вот тогда сможем провести мониторинг тех учебных заведений, которые будут принимать участие в этом проекте. И лишь затем проанализировать, удалось или нет».
Наука может быть интересной
В обычных школах ученики 10-11 классов и далее принудительно изучают все и сразу, и насколько им это удается — вопрос десятый. Ведь до сих пор в школе ребенка пичкают нужными и не очень знаниями, не объясняя, где и как можно их применять в жизни. Поэтому большинство школьников теряет интерес к обучению и, получая аттестат, не может выбрать профессию. Конечно, не у всех детей есть способности к точным наукам, однако именно их изучение развивает критическое мышление, логику, системный анализ. Тем более что прогрессивные педагоги уверяют: часто теоремы и законы притяжения старшеклассники не могут грызть за ненадлежащее преподавания дисциплин.
"Физика и химия — очень интересные науки: ими можно увлечь даже маленького ребенка, — говорит учитель физики физико-математического лицея Александр Трилис. — Но проблема в том, что мы до сих пор не можем отойти от насильницько-принудительного преподавания".
Нуждаются в обновлении и методики преподавания, учеников надо заинтересовывать опытами, практическими проектами. «У нас хватает профессиональных учителей-естественников, — уверяет София Гнедая. — Есть другая проблема — устаревшая материально-техническая база*, которая не дает возможности учителю преподавать предмет на все сто. К примеру, во время урока химии или физики дети должны испытать собственноручно. Так, существуют виртуальные лаборатории, мы пользуемся интерактивными технологиями. Но теория не заменит практики. Только когда ученики самостоятельно делать опыты, тогда им будет интересно учиться».
*Для справки: невозможно качественно преподавать физику и химию, не имея химических реактивов, необходимой лабораторной посуды и оборудования. Различные колбочки, леечки, трубочки, фарфоровые кастрюли для водяной или песочной бани, а также для нагревания на газовой горелке, и многое другое - это казалось бы мелочи, но без этих мелочей невозможно вырастить не только будущего ученого, но и просто всесторонне образованного человека.
"Относительно уменьшения нагрузки и объединения естественных предметов, уверен, что сначала следует провести основательный анализ ситуации. Уже начал работать в этом направлении, — отмечает директор лицея-интерната Юрий Лазаренко. — Надо оценить, насколько востребованы те или иные дисциплины среди молодежи, которая нужна количество классов специализированного типа с химии, физики, математики для определенной территории"
«В общем детей надо мотивировать к изучению естественных дисциплин еще с 7 класса — это более важные вопросы даже за профильную школу. К примеру, в Казахстане внедряют робототехнику для четвероклассников», — резюмирует директор лицея-интерната.
КОММЕНТАРИИ