2024-04-20 14:57:47 ТОП Ульяновска - Публикации - Книга достижений Ульяновска - «Авиастар – СП»


Книга достижений

«Авиастар – СП»

Какие бы изменения ни происходили в российской авиации, «Авиастар-СП» остается одним из наиболее перспективных предприятий России, обеспечивающим страну надежными самолетами

  • 17 декабря 2013
  • 13:00
  • 0


Название предприятия: Закрытое Акционерное Общество «Авиастар – Самолетное Производство»

Дата создания: 10 июня 1976 г. – официальное рождение ульяновского авиационно-промышленного комплекса – был заложен первый камень в основание первого корпуса будущего авиагиганта. Работа велась по многим глобальным направлениям: одновременно строился и завод, и громадный жилой массив. Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской.

Сфера деятельности: самолетостроение

Основной результат на сегодняшний день: завод является крупнейшим изготовителем современных транспортных самолетов Ил-76МД-90А и пассажирских авиалайнеров семейства Ту-204

Руководитель предприятия: Дементьев Сергей Геннадьевич


НАБИРАЯ НОВУЮ ВЫСОТУ

Ульяновский авиационный завод вот уже около четырех десятилетий занимает достойное место среди ведущих мировых производителей авиационной техники. За эти годы предприятие пережило и яркий старт, и крутые виражи «застойных» девяностых, и очередной взлет. Но какие бы изменения ни происходили в российской авиации, завод, подаривший миру легендарный «Руслан», многообразие самолетов семейства Ту-204, новый перспективный транспортник Ил-76МД-90А, твердо стоит на ногах.

История предприятия начинается в 1975 году. Тогда было решено построить на ульяновской земле гигантский авиационно-промышленный комплекс. Однако днем рождения завода традиционно считается 10 июня 1976 года, когда был вбит первый колышек под будущее строительство.

В то время Ульяновск был городом контрастов. Самобытную, тихую жизнь провинции потревожила грандиозная стройка всесоюзного масштаба. Над возведением цехов завода и жилых кварталов Нового города работал многотысячный молодежный коллектив строителей. С авиационных заводов Воронежа, Казани, Самары, Ташкента прибывали подготовленные, высокообразованные, опытные кадры. Создание предприятия шло бешеными темпами.

Масштабность проекта одновременно будоражила и пугала. В то время у авиастроителей в ходу была фраза: «Мы сменили уютные кабинеты на строительные вагончики, а цивильную обувь – на резиновые сапоги». В таких «полевых» условиях коллектив трудился несколько лет. Тем не менее, молодежь стремилась обосноваться на новом заводе.

Когда заводские мощности еще возводились, в обстановке полной секретности шло строительство гигантского транспортного самолета. 30 октября 1985 года в небо над городом поднялся первый построенный руками ульяновцев авиалайнер Ан-124. Со временем появились модификации легендарного «Руслана». С 2004 года выпуск Ан-124-100 приостановлен, однако продолжается модернизация эксплуатируемого парка воздушных судов.

Уникальность рампового Ан-124-100 обеспечивает лидерство России на международном рынке перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. По своим характеристикам и транспортным возможностям он превосходит все другие аналогичные самолеты. На основании результатов дополнительных испытаний и проведения расчетно-исследовательских работ установлен ресурс конструкции «Руслана» в 50 000 летных часов, 10 000 полетов и 45 календарных лет. Грузоподъемность Ан-124-100 «Руслан» увеличена до 150 тонн, установлена современная авионика, доработана конструкция погрузки-выгрузки грузов, с шести до четырех человек уменьшен состав экипажа. На перспективу рассматриваются варианты производства этого самолета с другими видами оборудования и типами двигателя. В настоящее время в мире нет альтернативы этому самолету.

Спустя считанные годы после первого полета Ан-124 в небо поднялся лайнер Ту-204, созданный руками ульяновских авиастроителей. Современная аэродинамика, экономичные и малошумные двигатели Ту-204 сделали его конкурентоспособным на отечественном и зарубежном рынках. За свою историю завод выпустил десятки самолетов семейства Ту-204. Они эксплуатируются ведущими авиакомпаниями России: «Кавминводыавиа», «Авиастар-Ту», «Владивосток Авиа», Red Wings, зарубежными авиакомпаниями Cubana de aviacion (Куба), Air Koryo (Корея), Cairo Aviation (Египет).

В 2010 году совершил первый испытательный полет самолет Ту-204СМ. Лайнер получил новое бортовое оборудование и вспомогательную силовую установку. Двигатели, шасси и кабина подверглись серьезной модернизации. А благодаря использованию современных легких композитных материалов самолет стал экономичнее и легче (более чем на тонну). В сравнении с базовым самолетом на 10–12 % улучшена топливная экономичность и эксплуатационная технологичность новой модели. Благодаря конструктивным изменениям Ту-204СМ сможет находиться в воздухе около девяти часов. Новые приборы навигации и радиосвязи позволяют управлять самолетом не трем членам экипажа, как раньше, а двум. Пассажирский салон оборудован новыми системами кондиционирования воздуха и регулирования давления в салоне. В качестве опций на Ту-204СМ устанавливается спутниковая система передачи данных и GSM-модуль. Пассажиры лайнера смогут во время полета пользоваться Интернетом и сотовой связью.

Сегодня перспективным проектом предприятия является производство самолетов Ил-76МД-90А. 4 октября 2012 г. новый транспортник успешно совершил испытательный полет в присутствии Президента РФ В. В. Путина. В тот же день Министерство обороны РФ и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» подписали контракт на закупку 39 лайнеров Ил-76МД-90А на сумму порядка 140 миллиардов рублей. «С этим самолетом, который мы подняли в воздух, мы реально смотрим с большой перспективой в будущее», – отметил генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.

Ил-76МД-90А является модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76. Разработчик – ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина». Новый пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси расширяют эксплуатационные возможности воздушного судна.

С 2012 года на «Авиастаре» начаты работы по монтажу интерьеров и отработке систем самолетов семейства Сухой Суперджет-100. В рамках данного проекта на ульяновском предприятии осуществляется монтаж кухонных и туалетных модулей, боковых и потолочных панелей, гардеробов, перегородок, пассажирских кресел и кресел бортпроводников в комплектации по требованию покупателя. На «Суперджеты» устанавливают аварийно-спасательное оборудование, средства противопожарной защиты, выполняется отработка систем светотехнического, кухонного, кислородного оборудования. До передачи заказчику авиалайнеры испытываются в воздушном пространстве Ульяновска.

Кроме того, специалисты ЗАО «Авиастар-СП» ведут активную работу по подготовке к изготовлению компонентов для перспективного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Этот проект, реализующийся ОАО «ОАК» и ОАО «Корпорация Иркут» при поддержке правительства РФ, должен стать достойной альтернативой зарубежным самолетам.

Правительство Ульяновской области уделяет большое внимание авиазаводу. В 2009 году был создан Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск – Авиа». Его главная цель – развитие авиационной отрасли в регионе, кооперация промышленных предприятий в авиастроении, подготовка научных и производственных кадров, создание и внедрение инновационных разработок в области высоких технологий в авиастроительную сферу. ЗАО «Авиастар-СП» стало ядром кластера.

На самолетостроительное предприятие возложены огромные задачи в рамках реализации проекта по продвижению региона как авиационной столицы России. Ежегодно в Ульяновске в день воздушного флота проводится яркое авиашоу. На авиасалоне одновременно работают несколько выставочных площадок, где представлены самолеты семейства Ту-204, Руслан, Ил-76, самолеты малой авиации. В небе свое мастерство демонстрируют парашютисты, отважные пилоты на легендарных самолетах.

В 2011 году Ульяновск становится «взлетной полосой» российской авиации. В апреле в заводских стенах в аэропорту «Ульяновск-Восточный» открылся первый Международный авиатранспортный форум. Впоследствии это событие, одно из крупнейших в авиационной отрасли, стало традиционным.

В 21 веке ЗАО «Авиастар-СП» – одно из наиболее перспективных предприятий России. Мощности завода позволяют успешно реализовывать крупномасштабные инновационные и производственные проекты. Долгосрочная программа загрузки предприятия, основанная на производстве, прежде всего, транспортных воздушных судов, а также целевая поддержка со стороны государства должны стать гарантией успешного развития предприятия.

«Авиастар» вновь набирает высоту, и, без сомнения, еще многие годы в российском небе будут летать надежные самолеты, созданные руками ульяновских авиастроителей.



Свежие новости