2024-04-23 10:03:23 ТОП Ульяновска - Публикации - Статьи про Ульяновск - Брейк-данс против хоровода


Статья

Брейк-данс против хоровода

Народная культура морально устарела? Или проблема в том, что мы мало знаем о ней?

  • 02 декабря 2010
  • 15:00
  • 0


Говоря о народной культуре, многие ульяновцы подразумевают только хоровое пение, танцы в музейных костюмах и, изредка, всякие творческие поделки. При этом поют слишком длинно, темы песен не трогают, танцы сейчас совсем другие... Стоп, а жива ли народная культура до сих пор или мы говорим об аккуратной мумии?!

В жизни большинства рядовых ульяновцев народная культура занимает все меньше места. Эта жизнь ограничивается учебой, работой, походами по магазинам, просмотром фильмов, каким-нибудь личным хобби. И очень у немногих хобби связано с народными песнями, танцами и т. д. Почему? Респонденты отвечают, что это неинтересно, неактуально, немодно. Действительно, кто занимается хоровым пением, танцами и прочим сейчас? Отдельные женщины-активистки и дети, записанные родителями в кружок. Причем контакт коллективов народного творчества с горожанами чаще всего происходит вблизи музеев, на благотворительных или мемориальных мероприятиях. Поэтому те люди, которые сами не задумывались о своем отношении к народной культуре, подсознательно связывают ее с устаревшим и неактуальным.

По мере взросления значительная часть молодежи из коллективов народного творчества отсеивается. Вполне возможно, что скоро в Ульяновске останется один-два коллектива народного танца и песни, и остальным горожанам их будут демонстрировать на праздники в качестве реликтового чуда и отголоска прошлого. На форумах в сети Интернет все настойчивее высказываются мнения, что народная культура обречена, потому что у нее нет массового преемника, потому что молодежь загоняли в кружки, но не привили глубинный интерес к народной культуре, потому что для большинства народная культура так и осталась «песнями и плясками». Можно отметить еще одну сторону проблемы: исторически народная культура в России идет из села, а село в последние десятилетия пустело, нищало, да и в городе значительной части людей приходилось больше думать о заработке, чем о народном творчестве. Это не значит, что все ульяновцы поголовно нуждаются и сейчас. Но приоритеты уже сменились, и народная культура их них выпала. Подрастая, молодежь уходит из морально устаревших для них кружков, выбирает занятия, которые популяризируются с экрана. Например, танцы современной молодежи — брейк-данс, R'n'B и прочие, совсем несвойственные традиционной культуре.

Проблема утраты народной культуры встала так ощутимо, что о ней заговорили современными модными словами: в конце ноября в Ульяновске прошел круглый стол, участники которого отвечали на необычный вопрос: «Нужен ли маркетинг народной культуре». И что же? Да, конечно, нужен... но решение о проведении очередного фестиваля вряд ли решит проблему утраты интереса к народной культуре. Та значительная часть общества, которая перестала связывать себя с народной культурой, на фестиваль не пойдет.

Однако специалисты не испытывают пессимизма. Этнограф Ирина Кузнецова говорит: «Традиционная культура, ее механизмы не исчезают. Изменился тип ведения хозяйства. Уходят и уже исчезли многие фольклорные жанры. Буквально их возродить невозможно, но опираться на опыт ушедших поколений, помнить и сохранять лучшее – нужно. Важное значение имеет сохранение песен: ребенок через песню знакомится с историей своего народа, через песню складывается его отношение к окружающему миру.

Но не исключено, что для будущего поколения русская традиционная культура будет столь же экзотична, как и культура жителей других континентов: Африки, Австралии. Уже сейчас песни оказываются сложными для восприятия. И проблема не только в незнакомой лексике. У этих песен непривычный ритмический строй, они протяжны, требуют внимания. Иногда для их понимания необходимы исторические знания».

Чтобы восстановить в общественном сознании интерес к народной культуре - нужны исторические знания. Это и знание истории страны — на уровне, более глубоком, чем школьная программа. Это и живое представление о своеобразии каждого народа в Поволжье, о языках. Это оплачиваемая работа краеведов, этнографов, фольклористов и даже журналистов, которые сумеют найти объяснить людям нашего века, как народная культура соотносится с их жизнью. Пока, к сожалению, в Ульяновске ситуация даже хуже, чем в других городах: развитие народной культуры ограничивается словами, отчетными мероприятиями, работой кружков, которые никак не связаны с жизнью города. А специалисты-практики — фольклористы — жалуются, что результаты их работы чиновникам безразличны, что они не получают никакой поддержки.

Осенью студентами-«историками» УлГУ был организован фестиваль народов Поволжья; фестиваль получился живым и интересным, студенты с увлечением подошли к организации, ездили к деревенским родственникам за старинными костюмами. Но учебная работа и учебные мероприятия неизвестны и недоступны большинству горожан.

Вече



Свежие новости