2024-04-26 13:15:18 ТОП Ульяновска - Публикации - Статьи про Ульяновск - «Дело ясное, что дело темное» радиационная обстановка в Ульяновской области


Статья

«Дело ясное, что дело темное» радиационная обстановка в Ульяновской области

Разговор о радиационном фоне в ульяновском регионе возник не на пустом месте. Поводов задуматься о положении дел в этой сфере существует достаточно.

  • 20 мая 2010
  • 0:00
  • 0


Разговор о радиационном фоне в ульяновском регионе возник не на пустом месте. Поводов задуматься о положении дел в этой сфере существует достаточно.

Во-первых, в Ульяновской области находится один из крупнейших ядерных исследовательских центров России – Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР). Здесь действует семь исследовательских реакторов и несколько комплексов: радиохимический, комплекс для послереакторных исследований, комплекс установок для разработок в области ядерного топливного цикла и комплекс по обращению с радиоактивными отходами. В «Программе посткризисного социально-экономического развития Ульяновской области на 2010 год» поддержка деятельности НИИАРа рассматривается как одно из приоритетных направлений развития области. В частности, предполагается строительство нескольких новых реакторов и создание Центра прикладных ядерных исследований.

В соответствии с федеральным законом «Об использовании атомной энергии» информация, связанная с использованием атомной энергии, если она не содержит сведений, составляющих государственную тайну, должна быть доступна населению, и граждане имеют право участвовать в обсуждении государственной политики и практической деятельности в области атомной энергетики. Это в теории. А что в действительности?

Для обнаружения радиационных инцидентов и решения связанных с ними вопросов на НИИАРе действует собственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), которая включена в систему ситуационно-кризисного центра Минатома. Оперативные данные созданной в атомном центре автоматизированной системы публикуются на официальном сайте НИИАР, но с большим опозданием – на сегодняшний день доступны лишь данные 2008 года. Да и можно ли доверять этим сведениям в ситуации, когда они подконтрольны предприятию-предоставителю?

Председатель совета димитровградского «Центра содействия гражданским инициативам» М.А. Пискунов неоднократно высказывал опасения в том, что руководство атомного института скрывает истинное положение дел, и ссылался на результаты экспертизы, проведенной Центром в начале 2000-х: тогда радиоактивное загрязнение грунта по цезию-137 в районе ливневого стока, вытекающего с территории НИИАРа и впадающего в залив Волги, превышало уровень глобальных выпадений по этому радионуклиду в 70 раз.

Во-вторых, деятельность НИИАРа обеспечивает возможность ввоза на территорию ульяновского региона радиоактивных отходов. В соответствии с законом Ульяновской области «Об обращении с отходами производства и потребления», принятым в 1998 году, на территорию области допускается ввоз отходов с целью их переработки на производствах, проекты которых имеют положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Подобный прецедент уже имел место. В тех же 2000-х на НИИАР были завезены вышедшие из употребления источники ионизирующего излучения из Всероссийского научно-исследовательского института биологической защиты растений, расположенного в Краснодаре. В атомном центре эти вещества предполагалось в жидком виде закачать в недра в качестве эксперимента: таким способом планировалось изучить миграционное поведение цезия-137 и стронция-90 в натурных условиях водоносного комплекса. По этому поводу уже упомянутый нами димитровградский «Центр содействия гражданским инициативам» инициировал подачу иска в суд с требованием признать незаконными действия должностных лиц НИИАРа и запретить закачивать в недра Ульяновской области жидкие радиоактивные отходы. Была назначена судебно-техническая экспертиза, которую проводили работники Волжского межрегионального территориального округа Госатомнадзора России. На ее основании суд в иске отказал.

С решением суда Центр содействия гражданским инициативам категорически не согласился. Впоследствии об опасности методов утилизации радиоактивных отходов, применяемых в димитровградском научно-исследовательском институте, заявлял и экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В одном из интервью он отметил, что в Димитровграде применяется устаревшая технология «закачки жидких радиоактивных отходов в землю», а радиоактивная жидкость «уже подбирается к системам городского водоснабжения». Однако это заявление Владимир Шаманов, в то время занимавший пост Губернатора Ульяновской области, оставил без внимания, отговорившись тем, что к нему с этой проблемой димитровградцы не обращались.

В целом нерадужную картину следует дополнить еще двумя фактами: Ульяновская область, в частности Инзенский, Вешкаймский и Карсунский районы, входят в список территорий, испытавших на себе последствия аварии на Чернобыльской АЭС; кроме того, сегодня ульяновский регион – один из промышленных центров Среднего Поволжья, а в современном промышленном производстве широко применяются радиоактивные вещества. Пример халатного отношения руководства предприятия с радиоактивными материалами, приведшего к загрязнению окружающей среды, и замалчивания этой информации городу знаком. В 1962 году на Ульяновском приборостроительном заводе (НПО «Утес») произошел крупный пожар, сгорел цех с запасами радия-226, применяемого в авиаприборах для световой индикации в ночное время. При ликвидации последствий пожара золу вместе с радиоактивными материалами сбросили в расположенный поблизости Соловьев овраг. Этот факт долгое время скрывался от общественности и получил огласку лишь в 1992 году. На сегодняшний момент проведена дезактивация наиболее опасных участков.

В обрисованной ситуации, при наличии в регионе потенциальных источников радиационного загрязнения и практической невозможности для простого обывателя получения объективной информации, закономерно возникает вопрос: а что же делать? В одном из своих докладов председатель совета димитровградского «Центра содействия гражданским инициативам» М.А. Пискунов заметил, что обычно реакция жителей ранжируется от панического страха до равнодушия из-за беспомощности и неподготовленности реально оценить обстановку, хотя наиболее разумное решение состоит в том, чтобы научиться самостоятельно пользоваться дозиметрическими приборами и ознакомиться с основными положениями законов и норм в области радиационной безопасности. Иными словами, действовать по известной поговорке, согласно которой «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

По материалам сайта veche.su



Свежие новости